Миссия Яндекса — помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни.

  • Что такое современный поиск

    Традиционная задача любой поисковой системы — находить нужную информацию в интернете. В современном мире эта задача расширилась. Интернет уже нельзя отделить от реальности вокруг нас, и поисковые системы сейчас ищут по всему окружающему миру. И не только ищут, но и умеют подсказывать во всех жизненных ситуациях. Современный поиск понимает желания каждого пользователя и знает, что его окружает. Поэтому он может подсказать каждому человеку то, что подойдёт именно ему. Что почитать, куда пойти поесть, какую музыку послушать, как быстрее попасть домой, где купить самые дешёвые билеты.
    Поиск всегда был и остается главным сервисом Яндекса, однако сегодня мы понимаем его роль более широко — это универсальный помощник, навигатор по всему, что нас окружает. Поиск теперь — и подсказка в нужный момент, и помощь в выборе, и возможность совершить действие.
  • Счастье пользователей

    Все сервисы Яндекса сделаны для того, чтобы улучшать и упрощать жизнь людей. Каждый из них помогает делать что-то, что ещё вчера казалось невозможным. Несколько лет назад мы не могли представить себе, что можно будет посмотреть видеоролик на незнакомом языке и понять всё, о чём в нём говорится. Что такси не придётся ждать или заказывать заранее. Что автомобили научатся ездить без водителя. Что появятся генеративные нейросети и виртуальные ассистенты, которым можно поручить рутинные дела. А сейчас это всё совершенно обычные вещи.
    Это и есть то, чем Яндекс занимается, — создаёт сервисы для людей. Сервисы, которые, с одной стороны, обладают глубоким знанием окружающего мира, а с другой стороны, понимают интересы пользователей. Сервисы, которые меняют привычную среду и помогают людям достигать своих целей в жизни.
    «Счастье пользователей» — очень важное для нас понятие. Среди прочего оно означает, что польза, которую приносит сервис, и то, насколько приятно с ним работать, для нас важнее, чем его монетизация. Как правило, если нам удаётся сделать хороший сервис, который нравится людям, его модель монетизации образуется сама собой. При этом она в любом случае обязана учитывать интересы пользователя.
    Основа нашей работы — технологический подход и статистическая проверка всех содержательных изменений на наших сервисах. Любое изменение должно быть обосновано — это помогает нам понять, действительно ли оно полезно, действительно ли хорошо для пользователей.
  • Технологии мирового уровня

    Яндекс — технологическая компания. В основе наших сервисов лежат сложные, уникальные, трудно воспроизводимые технологии. Именно они позволяют нам делать то, что еще некоторое время назад люди приняли бы за волшебство.
    Ещё в 2009 году Яндекс разработал и внедрил собственный метод машинного обучения — Матрикснет. В 2011-м мы запустили сервис машинного перевода, на тот момент — один из трёх подобных во всем мире. Сейчас искусственный интеллект используют почти все наши сервисы. Нейросети помогают нам ранжировать результаты поиска, составлять прогноз погоды, подбирать рекламу, выявлять спам, переводить тексты, картинки и видео и делать многое другое.
    Яндекс с 2023 года развивает генеративные модели YandexGPT и YandexART. Нейросеть YandexGPT предназначена для работы с текстом: она умеет отвечать на вопросы, сочинять, исправлять и улучшать, сокращать и выделять главное. Нейросеть YandexART по текстовому запросу генерирует изображения и анимацию.
    Благодаря речевым технологиям Яндекса Алиса распознаёт вопросы пользователей и озвучивает свои ответы. Наши рекомендательные технологии помогают выбрать из разнообразия вариантов то, что понравится больше всего: треки в Яндекс Музыке, фильмы на Кинопоиске, товары в Маркете и Лавке. Созданная в Яндексе технология Метеум составляет прогноз погоды с точностью до квартала, учитывая данные из множества источников: прогнозы мировых поставщиков, информацию с радаров, спутников, профессиональных и любительских метеостанций, а также сигналы от пользователей.
    В 2017 году Яндекс провёл первые испытания автономного транспорта. Сейчас по дорогам России передвигаются 120 наших автономных автомобилей, а роботы-доставщики Яндекса привозят людям еду из кафе и ресторанов, продукты и товары повседневного спроса.
    Чтобы сервисы и технологии могли функционировать, Яндекс поддерживает огромную сеть центров обработки и хранения данных — десятки тысяч серверов. Вычислительные возможности и алгоритмы Яндекса используют и наши партнёры для проведения своих научных исследований. Например, для геофизиков на Камчатке мы создали нейросеть, прогнозирующую распространение вулканического пепла, а сотрудникам Сайлюгемского национального парка в Республике Алтай мы помогаем распознавать редких животных на снимках с фотоловушек.
  • Наука и образование

    Нам удалось собрать команду специалистов во многих областях науки — в математике, анализе данных, искусственном интеллекте, программировании, лингвистике и других дисциплинах. Кроме работы над сервисами и технологиями они активно занимаются образовательной деятельностью.
    У Яндекса много учебных программ для людей разных возрастов. С 2007 года для выпускников вузов и старшекурсников работает бесплатная Школа анализа данных. ШАД готовит специалистов в области обработки и анализа данных и машинного обучения. Выпускники Школы работают и в Яндексе, и в других компаниях. Существуют и другие школы Яндекса: для разработчиков, аналитиков, менеджеров и т. д. Также Яндекс сотрудничает с учебными заведениями — у нас есть совместные программы с ведущими университетами страны, а в НИУ ВШЭ в 2014 году при участии Яндекса открылся факультет компьютерных наук. Мы даём базовые навыки программирования учащимся школ, колледжей и техникумов в рамках образовательного проекта Яндекс Лицей и бесплатно готовим школьников к олимпиадам по математике и информатике. Сервис Яндекс Практикум позволяет людям разного возраста и с разным уровнем подготовки получить цифровые навыки или освоить новую специальность.
    Мы ежегодно проводим большие конференции на разные темы, от облачных сервисов до интернет-рекламы, а также регулярно устраиваем лекции, семинары и мастер-классы.
  • Поддержка экосистемы

    Как и любой крупный участник рынка, своим существованием и своей деятельностью Яндекс влияет на экологию интернета. И наша ответственность в том, чтобы это влияние было позитивным. Основная ценность для Яндекса — это интересы пользователей. Чтобы предоставлять им хороший поиск, Яндексу необходим открытый, разнообразный интернет со множеством качественных ресурсов.
    Развивать сервисы для пользователей можно только вместе со всеми участниками рынка, с учетом их интересов. Мы создаем платформенные решения и вырабатываем прозрачные правила взаимодействия, в результате в выигрыше оказываются пользователи.
    Одну из важных целей мы видим в том, чтобы создавать платформы, к которым могут подключаться не только интернет-сервисы, но и вообще все бизнесы — от магазина до таксопарка. Мы создаем новые инструменты, которыми могут пользоваться люди для взаимодействия с этими бизнесами — где бы они ни находились и какую задачу бы ни решали.
  • Компания «Яндекс»

    История Яндекса началась задолго до образования компании — еще в начале 1990-х годов. А компания «Яндекс» появилась в 2000 году — через три года после запуска портала yandex.ru. Тогда команда насчитывала 25 человек, а все данные помещались на одном сервере. Сейчас у Яндекса есть офисы и представительства в разных странах, там работают более 28 тысяч человек. В России, откуда Яндекс родом, его поисковая доля составляет 66,4% (Яндекс Радар, четвертый квартал 2024 года).
    Значительную часть дохода Яндекс получает от продажи рекламы. Технологии Яндекса позволяют размещать рекламу на десктопных и мобильных устройствах и таргетировать её на нужную аудиторию. Компания предлагает комплексный сервис для работы со всеми видами рекламы — Яндекс Директ, а также аналитические инструменты для оценки эффективности рекламных кампаний.
    В 2002 году компания стала самоокупаемой. С тех пор доходы Яндекса постоянно растут. В мае 2011 года Яндекс провел размещение акций на NASDAQ — фондовой бирже, специализирующейся на высокотехнологичных компаниях. В июле 2024 года мы объявили о завершении реструктуризации. Новая головная компания Яндекса — МКПАО «Яндекс»; её акции торгуются на Московской бирже под тикером YDEX.