Спрос и цены на товары в интернете в январе 2015 года

По данным Яндекс.Маркета
Интерес российских интернет-пользователей к покупке электроники и бытовой техники в январе 2015 года оказался заметно слабее, чем в январе 2014. В отдельных товарных категориях Яндекс.Маркет зафиксировал падение спроса ещё в декабре. В то же время цены на товары заметно выросли — в некоторых категориях с октября 2014 по январь 2015 товары подорожали на 40-50%.
Как менялись цены на товары разных марок, читайте в исследовании «Спрос и цены на товары в интернете в декабре 2014 года».

Спрос

В конце 2014 года (с октября по декабрь) пользователи Яндекс.Маркета совершали на 7-8% больше переходов в интернет-магазины, чем в конце 2013. Однако в январе 2015 года количество переходов снизилось на 8% по сравнению с январём 2014 года.1
1 Для того чтобы статистика по количеству переходов российских пользователей Яндекс.Маркета на страницы интернет-магазинов была сопоставима за разные годы, не учитывались пользователи из Крыма.
В отдельных категориях товаров произошли более серьёзные изменения спроса. Например, интерес к электронике — компьютерам, мобильным телефонам, планшетам, ноутбукам — уже в декабре 2014 года был ниже, чем в декабре 2013 года. По итогам января произошло ещё более заметное падение спроса — например, планшетами и ноутбуками на Яндекс.Маркете в январе 2015 года интересовались на 40% меньше, чем годом ранее.
Основной покупательский ажиотаж в конце 2014 года вызвала крупная бытовая техника и телевизоры. Людей интересовали даже те товары, для которых зима совсем не сезон, — вроде кондиционеров и водонагревателей. В целом для крупной бытовой техники итоги января 2015 года оказались несколько лучше января 2014 года, а вот спрос на телевизоры упал.

Цены

Во всех рассмотренных категориях электроники и бытовой техники цены на популярные товары заметно выросли. С первой недели октября 2014 года к последней неделе января 2015 года рост мог достигать 40-50%.
В условиях резкого повышения цен люди стали обращать больше внимания на недорогие предложения и товары, которые выросли в цене меньше всего. В большинстве рассмотренных категорий средняя цена товара выросла сильнее, чем средняя цена товара, взвешенная на спрос.2
Изменение цен в отдельных категориях товаров с октября 2014 по январь 2015
Бытовая техника и телевизорыЭлектроника и компьютеры
2 Можно сказать, что средняя цена — это цена предложения. Например, цена среднего телевизора на витрине магазина. Средневзвешенная цена — это цена спроса, то есть средняя цена всех телевизоров, приобретённых людьми.
Средняя цена товаров в категории — это среднее арифметическое цен всех товаров в ней.
Например, в категории есть три товара:
  • за 200 рублей,
  • за 300 рублей
  • и за 1 000 рублей.
Тогда средняя цена товара в категории будет (200 + 300 + 1 000) / 3 = 500 рублей.
Средняя цена, взвешенная на спрос – это цена, взвешенная на количество переходов пользователей с карточки товара на Яндекс.Маркете на страницы интернет-магазинов.
Например, в категории есть три товара:
  • за 200 рублей — за период пользователи переходили с Яндекс.Маркета на страницы магазинов с этим товаром 10 000 раз;
  • за 300 рублей — переходили 5 000 раз;
  • и за 1 000 рублей — переходили 100 раз.
Тогда средняя цена товара, взвешенная на спрос, будет (200 * 10 000 + 300 * 5 000 + 1 000 * 100) / (10 000 + 5 000 + 100) = 238,4 рубля.