Развитие интернета в регионах России

Очередной выпуск информационного бюллетеня о развитии интернета в регионах России.
В исследовании использованы данные сервисов Яндекс.Метрика, Яндекс.Новости, Яндекс.Справочник и Яндекс.Каталог, а также Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), компании comScore, исследовательской группы TNS и Технического Центра Интернет (ТЦИ).

Содержание

Скачать PDF-версию
(0,8 Мб, 19 стр.)

Введение

Аудитория интернета

По данным ФОМ на осень 2011 года, месячная аудитория интернета в России составляет 54,5 млн человек— это около 47% всего совершеннолетнего населения страны1. С осени 2010 года аудитория выросла чуть более чем на 17% (на 18% годом ранее). По данным сomScore, в сентябре 2011 Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.
Как и в предыдущие годы, аудитория интернета росла главным образом за счёт регионов: более 93% новых пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Активнее всего интернет распространяется в сёлах: за год аудитория здесь увеличилась на 33%. Для сравнения: в столицах рост составил всего около 6%. Вместе с тем, по проникновению интернета (отношение аудитории к населению) Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют с большим отрывом, а сёла и города с населением до 100 тыс. человек отстают от среднего по России уровня.
Проникновение интернета в разных населенных пунктах, рост за год, %
По данным TNS на начало 2012 года, возможность выходить в сеть из дома есть уже у 92% пользователей интернета, проживающих в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Причём более 70% из них используют широкополосный (высокоскоростной) доступ. В составе интернет-аудитории продолжает увеличиваться доля пользователей, которые выходят в сеть ежедневно: по данным ФОМ, с осени 2010 по осень 2011 этот показатель вырос с 69% до 75%.
1
В данных ФОМ о численности интернет-аудитории учитываются только люди старше 18 лет.

Доступность интернета

С каждым годом скорость интернета растёт, а стоимость снижается. По данным Яндекса, в 2011 году средняя стоимость интернета в России сократилась более чем в два раза. В регионах самая распространённая скорость доступа в сеть (доступ в интернет на такой скорости стоит, как правило, 500-600 рублей) выросла до 6,4 Мбит/с (на 156%), а в столицах — до 16,5 Мбит/с (на 50%).
Самая распространенная скорость доступа в сеть, Мбит/с
Десять российских городов с самым дешевым интернетом
Город
Рублей за Мбит/с
Москва
31
Санкт-Петербург
31
Воронеж
32
Уфа
34
Петрозаводск
44
Рязань
46
Калининград
47
Оренбург
50
Ярославль
50
Тамбов
51

Мобильный интернет

По данным TNS, в январе 2012 года различными мобильными устройствами (сотовые телефоны, коммуникаторы, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей крупных российских городов. За последние три года месячная аудитория мобильного интернета выросла почти в два раза, тогда как аудитория интернета в целом — только на 50%. Причём по показателю проникновения мобильного интернета и по темпам его развития крупные российские города почти не отстают от Москвы и Санкт-Петербурга.
Проникновение мобильного интернета в городах России, %

В качестве основного мобильного средства выхода в сеть больше половины россиян используют обычные сотовые телефоны, около 42% — смартфоны и коммуникаторы, остальные 6% — планшеты. В Москве соотношение немного другое: большинство москвичей (56%) используют смартфоны и коммуникаторы, а планшеты в столице почти в два раза популярнее, чем в среднем в крупных городах страны.
Основные мобильные устройства для выхода в интернет, %
Распределение пользователей мобильного интернета по отдельным платформам2
2
Посчитаны все мобильные устройства, с которых в феврале 2012 года были зарегистрированы посещения сайтов со счётчиками Яндекс.Метрики.

Домены

По данным ТЦИ, в 2011 году число доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ выросло на 19% до 4,6 млн. Домен .RU, на который приходится около 80% этой суммы, поднялся по итогам года с шестого на четвёртое место в рейтинге национальных доменов мира. В прошлом году регионы впервые обогнали столицы по количеству зарегистрированных доменных имён.

Характеристики регионов

Развитие интернета в регионах оценивалось по двум группам показателей. Показатели первой группы характеризуют уровень распространения интернета, второй — активность пользователей.
Все показатели были рассчитаны отдельно для Москвы и Санкт-Петербурга, для семи федеральных округов (Центральный федеральный округ учитывался без Москвы, а Северо-Западный без Санкт-Петербурга) и для всей России без двух столиц. Южный федеральный округ оценивался вместе с Северо-Кавказским.

Показатели распространения интернета

Проникновение интернета — отношение месячной аудитории интернета в регионе к населению региона (для жителей старше 18 лет, по данным ФОМ на осень 2011 года).
Стоимость доступа в интернет — средняя стоимость проводного доступа в интернет на скорости 1 Мбит/с в крупнейших городах округа (по данным региональных провайдеров на март 2012 года).
Число доменов на тысячу пользователей— отношение числа доменных имён второго уровня в зонах .RU и .РФ, зарегистрированных в регионе, к месячной аудитории региона (по данным ТЦИ на ноябрь 2011 года).

Показатели активности пользователей

Активностьинтернет-СМИ3 — отношение среднего числа новостей, публикуемых онлайн-СМИ региона в будний день, к общему числу СМИ данного региона (по данным Яндекс.Новостей на февраль-март 2012 года).
Присутствие организаций в интернете— отношение числа организаций с сайтом к общему количеству организаций в регионе (по данным Яндекс.Справочника на февраль 2012 года).
Развитие региональныхресурсов4 — увеличение количества сайтов из региона в Яндекс.Каталоге за год (по данным Яндекс.Каталога на январь 2012 года).
Доля бизнес-сайтов— отношение количества сайтов бизнес-тематики к общему количеству сайтов в Яндекс.Каталоге (по данным Яндекс.Каталога на январь 2012 года).
Охват социальных сетей— отношение совокупной месячной аудитории трёх крупнейших социальных сетей рунета (ВКонтакте, Одноклассники и Мой мир@mail.ru) в регионе к месячной аудитории интернета в регионе (по данным TNS на декабрь 2011 года).
3
В базу Яндекс.Новостей постоянно добавляются новые СМИ, поэтому значение этого показателя некорректно сравнивать с прошлогодним.
4
В Яндекс.Каталог отбираются не все сайты, а только те, которые удовлетворяют определённым условиям — единым для всех регионов. Таким образом, этот и следующий показатели характеризуют число и распределение по рубрикам качественных сайтов в разных регионах России.

Центральный федеральный округ

(без учёта Москвы, но с учётом Московской области)
Несмотря на то, что в 2011 году интернет в ЦФО стоил дешевле, чем в других округах, показатель проникновения здесь опустился ниже среднего уровня. Центр продолжает лидировать по количеству доменов на 1000 пользователей, но отстаёт от других округов по активности интернет-СМИ и охвату социальных сетей.

Северо-Западный федеральный округ

(без учёта Санкт-Петербурга, но с учётом Ленинградской области)
Несмотря на самые низкие темпы прироста интернет-аудитории, СЗФО продолжает лидировать по проникновению интернета. По присутствию организаций в интернете и доле бизнес-сайтов СЗФО занимает последнее место.

Южный федеральный округ

(оценивался вместе с Северо-Кавказским)
В 2011 году ЮФО занял второе после Дальнего Востока место по темпам роста интернет-аудитории, однако по проникновению интернета округ по-прежнему отстаёт от среднего уровня. Как и в предыдущем году, ЮФО занял последнее место по количеству доменов на 1000 пользователей.

Приволжский федеральный округ

В 2011 году проникновение интернета в ПФО впервые превысило средний по округам уровень. Поволжье лидирует по присутствию организаций в интернете.

Уральский федеральный округ

В 2011 году УФО опустился со второго на третье место по проникновению интернета. Несмотря на это, общий уровень развития интернета на Урале — один из самых высоких среди регионов России. В УФО все исследованные показатели, кроме присутствия организаций в интернете, превышают средний уровень. Кроме того, Урал лидирует по развитию региональных ресурсов и доле бизнес-сайтов.

Сибирский федеральный округ

СФО занимает второе место среди округов по присутствию организаций в интернете. Сибирь по-прежнему отстаёт от среднего уровня по проникновению интернета, а также по числу доменов на 1000 пользователей, развитию региональных ресурсов и доле бизнес-сайтов.

Дальневосточный федеральный округ

ДФО продемонстрировал самые высокие темпы роста интернет-аудитории, благодаря чему округ поднялся с четвёртого на второе место по проникновению интернета. При этом на Дальнем Востоке интернет стоит почти в три с половиной раз дороже, чем в среднем по округам. Именно с резким ростом аудитории в ДФО связано снижение числа доменов на 1000 пользователей. В 2011 году Дальний Восток вышел на первое место по активности интернет-СМИ.

Москва и Санкт-Петербург

Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения интернета и по большинству показателей активности пользователей. Отставание по охвату социальных сетей может объясняться тем, что при расчёте этого показателя не учитывалась популярная в столицах сеть Facebook5.
5
В регулярном исследовании TNS Web Index нет данных об аудитории социальной сети Facebook.

Основные цифры и факты

По данным ФОМ, в 2011 году месячная аудитория интернета в России выросла на 17% и составила 54,5 млн человек (47% совершеннолетнего населения страны). По данным сomScore, в сентябре прошлого года Россия вышла на первое место в Европе по количеству интернет-пользователей.
Основной вклад в прирост аудитории внесли регионы: 93% новых интернет-пользователей живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем, по показателю проникновения интернета столицы по-прежнему лидируют с большим отрывом.
Аудитория мобильного интернета растёт в два раза быстрее, чем аудитория интернета в целом. В январе 2012 года мобильными устройствами для выхода в сеть воспользовались более 22% всех жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек.
В 2011 году интернет-аудитория в регионах выросла почти на 20%. Самые высокие темпы роста продемонстрировал Дальневосточный округ, самые низкие — Северо-Западный. По показателю проникновения интернета по-прежнему лидирует СЗФО, а Центральный, Южный и Сибирский округа отстают от среднего уровня.
Интернет в регионах подешевел в среднем на 60%. Больше всего за доступ в сеть платят жители Дальневосточного округа, меньше всего – Центрального. Стоимость интернета в этих двух округах различается более чем в 10 раз.
Всего около трети организаций в регионах имеют свои сайты (в Москве и Санкт-Петербурге — 70%). Выше всего этот показатель в Поволжье, ниже всего — в Северо-Западном округе.
Москва и Санкт-Петербург по-прежнему обгоняют регионы по всем показателям распространения интернета и по большинству показателей активности пользователей, однако регионы с каждым годом сокращают отставание от столиц.

Приложение

Сравнение показателей развития интернета по округам
Федеральные округа
Проникновение интернета, %
Стоимость доступа в интернет, рублей в месяц за 1 Мбит/с
Число доменов на 1000 пользователей
Активность СМИ, сообщений на издание в день
Присутствие организаций в интернете, %
Развитие региональных ресурсов, %
Доля бизнес-сайтов, %
Охват социальных сетей, %
Центральный
43
49
75
7,1
37
15
48
93,2
Северо-Западный
53
98
43
10,4
26
9
33
96
Южный
43
128
29
11,4
34
17
43
95,4
Приволжский
44
62
36
10,8
41
14
47
94,9
Уральский
45
94
50
14,6
33
18
53
95,9
Сибирский
43
76
35
12,4
39
13
39
95,5
Дальневосточный
48
507
39
15
34
5
35
93,6
В среднем по округам
44
145
45
10,9
36
14
45
94,9
Москва
68
31
240
15,7
70
9
43
90,4
Санкт-Петербург
71
31
121
16,3
70
14
45
94,7