Блогосфера Рунета

Весна 2009
Этот информационный бюллетень посвящён основным изменениям, произошедшим в русскоязычной блогосфере за последний год. В основу исследования легли данные службы Яндекса Поиск по блогам.

Содержание

  1. Общие данные

Общие данные

Объём блогосферы

По данным Поиска по блогам Яндекса на весну 2009, в русскоязычной блогосфере 7,4 миллиона блогов: 6,9 миллионов личных дневников и более полумиллиона сообществ. Это почти в два раза больше, чем год назад.1
Всего в мире, по данным Technorati за 2008 год, более 133 миллионов блогов — русскоязычные дневники составляют 5% мировой блогосферы.
Доля активных блогов (таких, которые содержат хотя бы пять записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца) продолжает снижаться — сейчас их всего 12%. Год назад регулярно обновлялся каждый пятый блог, а два года назад — каждый второй. Доля активных сообществ немного выше — 16%. Хотя бы раз в неделю обновляются всего 5% блогов и сообществ. Впрочем, несмотря на снижение доли активных блогов, их абсолютное число за последний год выросло с 760 тысяч до 890 тысяч.
Семь-восемь лет назад, когда электронные дневники только появились, блоггеров было мало, зато они писали регулярно, и многие из них ведут свои дневники до сих пор. В последние три года иметь свой дневник стало модно. Количество блоггеров резко возросло, но доля тех, кто пишет регулярно — упала (рис. 1).
1
См. исследование Яндекса
«Блогосфера российского интернета» за весну 2008 года
Рис. 1. Число блогов и доля активных в зависимости от возраста блога
По данным Поиска по блогам Яндекса, март 2009

Блогохостинги

По состоянию на весну 2009, Поиск по блогам Яндекса знает 128 блогохостингов2 — на 56% больше, чем год назад. Для сравнения, в течение предыдущих трёх лет число блогохостингов ежегодно увеличивалось примерно в 2,5 раза.
70% всех русскоязычных блогов и 76% активных блогов расположено на четырёх сервисах: LiveJournal.com, Blogs.Mail.ru, Ya.ru и LiveInternet.ru (рис. 2). По общему количеству блогов LiveInternet лидирует с большим отрывом, но вряд ли его можно назвать самым популярным — 96% блогов там в последние три месяца не обновлялись.
2
Учитываются только те хостинги, на которых размещено хотя бы 200 блогов.
Рис. 2. Распределение блогов по основным блогохостингам
По данным Поиска по блогам Яндекса, март 2009
При сравнении посещаемости блогохостингов места снова распределяются по-другому. По данным TNS за март 2009, самый посещаемый блогохостинг — LiveJournal.com, его месячная аудитория составляет 8,7 млн человек (рис. 3). На втором и третьем местах — LiveInternet (5,6 млн человек в месяц) и Blogs. Mail. ru (4,7 млн человек в месяц). В течение последнего времени посещаемость основных блогохостингов растёт довольно быстро, при этом количество активных блогов увеличивается крайне медленно. То есть средний активный блог становится популярнее.
Рис. 3. Посещаемость основных блогохостингов
По данным TNS за март 2009
В топ-10 блогохостингов попал один не совсем блогохостинг — Twitter.com. Длина сообщений там не может превышать 140 символов, поэтому в дневниках блоггеры Твиттера обычно фиксируют свои действия, настроения и т.п. Доля активных блогов на Twitter.com гораздо выше, чем на всех остальных блогохостингах — 80%.
Рис. 4. Динамика появления русскоязычных аккаунтов на Twitter.com
По данным Поиска по блогам Яндекса, март 2009
Число автономных блогов в апреле 2009 превысило 190 тысяч — это в 21 раз больше, чем два года назад. Доля активных блогов среди них составляет 28% — немного выше, чем на LiveJournal, самом живом из обычных блогохостингов.
Сообществ (и активных, и заброшенных) больше всего на Blogs.Mail.ru (рис. 5). А на хостинге Privet.ru самая высокая концентрация сообществ: два активных сообщества на три активных личных дневника.
Еще один необычный сервис кроме Твиттера — Juick.com. Сообщения на нем пишут через джаббер3. Сейчас на Juick.com 3 000 русскоязычных пользователей, по ежедневному числу постов он занимает 13 место.
3
Джаббер — это система мгновенного обмена сообщениями, основанная на открытом протоколе XMPP.
Рис. 5. Распределение сообществ по основным блогохостингам4
По данным Поиска по блогам Яндекса, март 2009

География5

География русскоязычных сообществ и индивидуальных блогов очень похожа (рис. 6).
Оба рейтинга практически полностью состоят из городов бывших республик СССР. Единственное заметное отличие — в рейтинге по количеству блогов первый город из дальнего зарубежья — Лондон — находится только на 38 месте, а в рейтинге по количеству сообществ 11 и 12 место занимают, соответственно, Лондон и Нью-Йорк.
Рис. 6. География активных русскоязычных блогов и сообществ
По данным Поиска по блогам Яндекса, март 2009
5
Географическая принадлежность блогов и сообществ определялась по данным, указанным в их профилях.

Портрет среднего блоггера

Бессменный средний блоггер последние два года — москвичка 22 лет. У неё 18 друзей (13 из них — взаимные), она участвует в 10 сообществах и ведёт свой блог уже год и десять месяцев.
Видимо, эта девушка-блоггер ведет свой дневник на LiveInternet или на Diary.ru — среднестатистические блоггеры с этих хостингов очень на нее похожи, хотя и чуть моложе — им 20—21 год. Средний пользователь Ya.ru или LiveJournal, возможно, с ней даже не знаком — это мужчина, и ему двадцать шесть лет.

Контент

Посты и комментарии

Каждый день блоггеры создают около миллиона записей на русском языке — около 300 тысяч постов и около 700 тысяч комментариев.6
Сообщества обновляются активнее блогов: посты появляются в 1,3 раза чаще, а комментарии — в 2,1 раза чаще.
Большинство посетителей блогов – это читатели, их примерно в 30 раз больше, чем активных блоггеров. 7
Среди пишущих явно выделяются две категории: люди, которые оставляют только записи (26%), и люди, которые оставляют только комментарии (21%). 8 Эти две категории не пересекаются. Остальные 53% пишут и посты, и комментарии.
Впрочем, эти доли сильно зависят от хостинга. Например, на LiveJournal только пишуших и только комментирующих примерно поровну, а на LiveInternet чистых писателей в 12 раз больше, чем чистых комментаторов (рис. 7).
География русскоязычных сообществ и индивидуальных блогов очень похожа (рис. 6).
Оба рейтинга практически полностью состоят из городов бывших республик СССР. Единственное заметное отличие — в рейтинге по количеству блогов первый город из дальнего зарубежья — Лондон — находится только на 38 месте, а в рейтинге по количеству сообществ 11 и 12 место занимают, соответственно, Лондон и Нью-Йорк.
Рис. 7. Доля блоггеров, которые пишут только посты,
только комментарии или примерно поровну того и другого
(разница между количеством постов и количеством комментариев не больше 5%)
По данным Поиска по блогам Яндекса, апрель 2009
Средняя длина поста — 101 слово. Средний заголовок состоит из двух-трех слов. 5,5% записей вообще не содержат слов — если разделить все посты на группы в зависимости от их длины, то эта группа окажется самой многочисленной.
В марте 2009 года почти половина (49%) всех постов содержала изображения. В действительности это не значит, что в блогах так много картинок и фотографий. Возможно, значительная часть изображений — смайлики. На некоторых блогохостингах вместо смайликов автоматически подставляются картинки (графические смайлики), и многие пользователи даже не подозревают, что вставили в свою запись изображение.
Флэш — как правило, видеоролики, — пока есть в 4% постов.
6
Комментарии посчитаны по четырём блогохостингам: LiveJournal.com, LiveInternet.ru, Blogspot.com и Ya.ru.
7
Число посетителей для четырёх крупнейших блогохостингов — по данным TNS.
8
Эти данные посчитаны по двум блогохостингам: LiveJournal.com и LiveInternet.ru.

Спам

Спам в блогах — это записи или комментарии, которые созданы автоматически и предназначены для того, чтобы повлиять на поисковые системы или накрутить какой-нибудь рейтинг.
Заметной проблемой для блогосферы спам стал не так давно. Летом 2008 года начался резкий рост регистраций спамовых блогов.9 За год их количество выросло более чем в 30 раз. По состоянию на весну 2009, примерно треть всех записей в блогах определяется Яндексом как спам. Например, 22 января 2009 года на пяти крупнейших блогохостингах появилось 225 тысяч записей, из которых 75 тысяч были исключены из результатов поиска как спам.
Рис. 8. Доля спамовых блогов в русскоязычной блогосфере
По данным Поиска по блогам Яндекса, апрель 2009
9
Спамовый блог — блог, созданный специально для размещения спама.

Друзья и сообщества

На большинство дневников подписано мало блоггеров. Средний личный блог читает 18 человек, в среднем сообществе участвует 112 блоггеров. Только у 2% блоггеров больше 100 друзей, и у 0,2% блоггеров — больше 500.
Рис. 9. Блоггеры с разным количеством друзей
По данным Поиска по блогам Яндекса, 11 апреля 2009 года
На самые популярные блоги (более 5000 друзей) подписано более 558 тысяч человек. Это 8% от всей блогосферы.
У мужчин больше друзей,10 чем у женщин, а у взрослых людей — больше, чем у молодых.
Больше всего друзей — в среднем, 30 — у блоггеров с дневниками на LiveJournal. Меньше всего — у блоггеров с Mail.ru, всего 7.
В сообщества больше всего пишут блоггеры LiveJournal.com — как и в личные блоги.
10
Имеются в виду именно «друзья» — те, кого читает пользователь, а не те, кто читает его.
Рис. 10. Карта общения блоггеров с разных блогохостингов
По данным Поиска по блогам Яндекса, март 2009

Основные цифры и факты

По данным Поиска по блогам Яндекса на весну 2009, в русскоязычной блогосфере 7,4 миллиона блогов: 6,9 миллионов личных дневников и более полумиллиона сообществ. Это почти в два раза больше, чем год назад.
Русскоязычные дневники составляют 5% мировой блогосферы.
Доля активных блогов (таких, которые содержат хотя бы пять записей и обновлялись хотя бы раз за последние три месяца) продолжает снижаться — сейчас их всего 12%. Абсолютное число активных блогов за последний год выросло с 760 тысяч до 890 тысяч.
70% всех русскоязычных блогов и 76% активных блогов расположено на четырех сервисах: LiveJournal.com, Blogs.Mail.ru, Ya.ru и LiveInternet.ru.
По посещаемости лидирует LiveJournal.com, второе место у LiveInternet.ru, третье — у Blogs.Mail.ru.
В течение последнего времени посещаемость основных блогохостингов растёт довольно быстро, тогда как количество активных блогов увеличивается крайне медленно — средний активный блог становится популярнее.
На Twitter.com доля активных блогов гораздо выше, чем на всех остальных блогохостингах — 80%.
Бессменный средний блоггер последние два года — москвичка 22 лет. У неё 18 друзей (13 из них — взаимные), она участвует в 10 сообществах и ведёт свой блог уже год и десять месяцев.
У мужчин больше друзей, чем у женщин, а у взрослых людей — больше, чем у молодых.
Каждый день блоггеры создают около миллиона записей на русском языке — около 300 тысяч постов и около 700 тысяч комментариев.
Средний личный блог читает 18 человек, в среднем сообществе участвует 112 блоггеров. Только у 2% блоггеров больше 100 друзей, и у 0,2% блоггеров — больше 500.
На самые популярные блоги (более 5000 друзей) подписано более 558 тысяч человек. Это 8% от всей блогосферы.