«Узкие» места на московских дорогах

Ноябрь 2010
Все автомобилисты знают, что на московских дорогах есть «узкие» места — такие участки дорог, движение на которых замедляется даже при относительно небольшом количестве автомобилей. Они возникают по самым разным причинам – из-за сужения трассы, отсутствия отдельных полос для поворота, сложных перекрёстков, где сливаются несколько потоков машин, неправильной парковки автомобилей вдоль трассы и т.д. В результате уменьшается количество доступных для движения полос, скорость потока замедляется и возникает пробка. Такие места ещё называют «бутылочными горлышками».
Сервис Яндекс.Пробки выявил в дорожной системе Москвы несколько десятков «бутылочных горлышек» с наибольшим перепадом скоростей до и после узкого места.
Выбирались те места, перед которыми машины не менее получаса движутся медленно (скорость не превышает 10 км/ч) и после которых скорость возрастает более чем в три раза и остаётся высокой на протяжении трёх километров. Таким образом, в список узких мест не попадают магистрали, которые в часы пик равномерно стоят, или узкие места, после которых автомобили не успевают разогнаться.
В утренние и вечерние часы пик списки актуальных узких мест различаются — по утрам основной поток машин движется из области в центр, а вечером — из центра в область.
Самое неприятное «бутылочное горлышко» в утренний час пик — это пересечение Волгоградского проспекта и Люблинской улицы — средняя скорость движения перед перекрёстком составляет около 3 км/ч, а после него — примерно 20 км/ч. Каждый водитель теряет здесь 32 минуты — это разница между временем, которое ушло бы на этот участок, если постоянно ехать со скоростью 20 км/ч, и реальным временем.
В вечерний час пик больше всего времени водители теряют в пробке на Ленинградском шоссе перед МКАД — в среднем полчаса каждый.
Описания для тридцати «бутылочных горлышек» приведены ниже. Выбраны те узкие места, где было зафиксировано наибольшее количество треков — то есть те, где проехало больше всего автомобилистов, передающих данные о своём передвижении Яндекс.Пробкам.
(3,4 Мб, 22 стр.)

15 Важных узких мест в утренние часы пик (с 7:00 до 10:00)

По данным Яндекс.Пробок, 4–8 и 11–15 октября 2010

Выезд с улицы Лётчика Бабушкина на проспект Мира

Потерянное время — 31 минута
Здесь в четырёхполосный проспект Мира вклинивается объединённый поток сразу с трёх крупных улиц: Лётчика Бабушкина, Енисейской и проезда Серебрякова (в сумме как минимум семь полос). Дополнительную помеху движению в правом ряду создают автомобили, объезжающие пробку по трамвайным путям.

Ярославское шоссе — от съезда со МКАД до выезда с улицы Вешних Вод

Потерянное время — 23 минуты
Сужение Ярославского шоссе после пересечения МКАД, остановки общественного транспорта и светофоры. В основной поток вклиниваются машины с Сержантской улицы, объезжавшие пробку по Палехской улице. Это сильно затрудняет движение в правых рядах. Движению в левых рядах мешает поток с улицы Вешних вод.

Шоссе Энтузиастов — у метро «Шоссе Энтузиастов» и на перекрёстке с проспектом Будённого

Потерянное время — 26-30 минут
Два узких места рядом. Первое в районе выходов из метро «Шоссе Энтузиастов», где много остановок наземного транспорта, работает светофор, машины поворачивают налево из нескольких рядов, а с улицы Плеханова вливается большой поток автомобилей. Второе – в районе большого перекрёстка шоссе Энтузиастов и проспекта Будённого.

Нижегородская улица — под ж/д мостом

Потерянное время — 27 минут
Часть дороги занимает опора моста. Сразу после моста есть разворот в сторону области, на котором скапливаются машины.

Пересечение Волгоградского проспекта и Люблинской улицы (около метро «Текстильщики»)

Потерянное время — 32 минуты
Несколько потоков машин (в сумме десять полос) сливаются в трёхполосный Волгоградский проспект. Сложная развязка, въезд в торговый центр, остановки наземного транспорта. Светофор подолгу держит зелёный сигнал для движения прямо, и накапливается много желающих повернуть на Люблинскую улицу.

Проспект Андропова — до Нагатинского моста, после метро «Коломенская»

Потерянное время — 27 минут
На коротком участке проспекта Андропова (350 метров) расположены выезды с прилегающих улиц, разворот и поворот на набережную. Машины перестраиваются, мешая друг другу. Кроме того, движению мешает стихийная парковка перед торговым центром и метро.

Каширское шоссе — после поворота на проспект Андропова, около метро «Каширская»

Потерянное время — 30 минут
В Каширку вливаются потоки с проспекта Андропова и Пролетарского проспекта – то есть десять полос сливаются в три. Объединённый поток машин упирается в светофор. Движению также мешают остановки общественного транспорта и такси.

Варшавское шоссе — после объединения с Каширским шоссе

Потерянное время — 24 минуты
Каширское шоссе вливается в Варшавское, при этом семь полос сливаются в пять. Через триста метров после этого расположен пешеходный светофор.

Севастопольский проспект — рядом с домом №5, после моста через ж/д пути

Потерянное время — 28 минут
В трёхполосный Севастопольский проспект вливаются ещё две полосы с 4-го Загородного проезда. Сразу после объединения дорог стоит светофор, а за ним — автобусная остановка.

Перекрёсток Ленинского проспекта и улицы Строителей

Потерянное время — 25 минут
На светофоре часто скапливается большой поток желающих повернуть налево. При этом карман для поворота слишком короткий — в результате автомобили занимают левую полосу перед карманом и полосы для движения прямо непосредственно перед перекрёстком.

Проспект Вернадского — пересечение с Ломоносовским проспектом, около метро «Университет»

Потерянное время — 24 минуты
Ремонт дороги (октябрь 2010).

Волоколамское шоссе — после туннеля под каналом имени Москвы

Потерянное время — 25-30 минут
Сливается два потока автомобилей — с Волоколамского шоссе и улицы Свободы. Автомобили с восьми полос съезжают в три. В общий поток вклиниваются нарушители, проехавшие по трамвайным путям. Осложняет движение остановка общественного транспорта сразу после выезда с улицы Габричевского.

Ленинградское шоссе — съезд с внутренней стороны МКАД

Потерянное время — 31 минута
Поток машин, съезжающих со МКАД, вливается в поток на Ленинградском шоссе. В октябре 2010 движение осложнялось ремонтом моста (дальше по Ленинградскому шоссе в центр) и отсутствием временной разметки.

Ленинградское шоссе рядом с метро «Войковская»

Потерянное время — 26 минут
Движение затрудняют остановки общественного транспорта, припаркованные автобусы и автомобили, выезды с дублёра Ленинградского шоссе. Достаточно много автомобилей выезжают с нарушением правил из-под моста в районе 4-го Войковского проезда непосредственно на Ленинградское шоссе и ещё больше тормозят поток, съезжающий с эстакады.

Начало Бутырской улицы рядом с метро «Дмитровская»

Потерянное время — 22 минуты
После слияния Дмитровского проезда и Бутырской улицы находится железнодорожный мост, и его опоры занимают часть дороги. Сразу за мостом расположен светофор.

15 Важных узких мест в вечерние часы пик (с 18:00 до 21:00)

По данным Яндекс.Пробок, 4–8 и 11–15 октября 2010

Проспект Мира — после развязки у метро «ВДНХ»

Потерянное время — 24 минуты
Потоки машин с улиц Бориса Галушкина и Касаткина вливаются сначала в дублёр проспекта Мира, а затем все эти автомобили выезжают на проспект Мира. То есть к пяти полосам проспекта добавляются автомобили с как минимум семи полос. Через 200 метров после объединения потоков часть машин уходит направо (разворот в центр).

Головинская набережная — у Госпитального моста

Потерянное время — 27 минут
Поток, движущийся по набережной, останавливается на светофоре у моста. Движению прямо мешают машины, пересекающие набережные, и те, кто поворачивает на Госпитальную набережную с Госпитальной улицы и Госпитального переулка. Осложняет движение и плохое качество дороги на перекрёстке - старые трамвайные пути, из-за которых автомобили снижают скорость.

Нижегородская улица — после пересечения с ТТК

Потерянное время — 29 минут
Потоку с Нижегородской улицы мешают машины, выезжающие с ТТК. Через 150 метров после выезда с ТТК правый ряд перекрывают автобусы, подъезжающие к остановке.

Проспект Андропова — развязка с улицей Трофимова (сразу после ТТК)

Потерянное время — 28 минут
Потоку, который движется по проспекту Андропова, мешают автомобили, поворачивающие на улицу Трофимова и выезжающие с неё.

Волгоградский проспект — от ТТК до Люблинской улицы (метро «Текстильщики»)

Потерянное время — 25-32 минуты
Сразу несколько узких мест на участке длиной два километра. Первое — в районе въездов на ТТК и съездов с него. Второе — у двух пешеходных светофоров и выезда с Шоссейной улицы. Третье — перекрёсток Волгоградского проспекта и Люблинской улицы.

Варшавское шоссе — перед развилкой с Каширским шоссе

Потерянное время — 29 минут
Движение осложняет остановка троллейбуса и пешеходный светофор. Кроме того, машины активно перестраиваются перед развилкой с Каширским шоссе.

Перекрёсток Варшавского шоссе и Россошанской улицы (у метро «Улица Академика Янгеля»)

Потерянное время — 27 минут
На светофоре есть поворот налево и разворот. Некоторые машины поворачивают не из крайнего левого ряда и мешают тем, кто едет прямо. Через 150 метров после светофора — остановка общественного транспорта.

Ленинский проспект — перед МКАД

Потерянное время — 28 минут
Сначала в поток, движущийся по пяти полосам Ленинского проспекта, вливаются машины с ещё пяти полос — Рузской улицы и проспекта Вернадского. Затем машины снижают скорость перед постом ДПС и одновременно с этим начинают перестраиваться перед развязкой со МКАД.

Перекрёсток Ленинского проспекта и улицы Удальцова

Потерянное время — 26 минут
Большой регулируемый перекрёсток с поворотом налево и разворотом. Карман для поворота налево слишком короткий, автомобили занимают левую полосу перед карманом и полосы для движения прямо и в результате мешают тем, кто движется прямо.

Перекрёсток Мичуринского проспекта с улицей Лобачевского

Потерянное время — 26 минут
Большой поток машин на перекрёстке. Автомобили поворачивают налево не только из крайнего левого ряда и мешают тем, кто движется прямо.

Кутузовский проспект рядом с метро «Славянский бульвар»

Потерянное время — 28 минут
Движению по Кутузовскому проспекту сначала мешают автомобили, которые выезжают с Минской улицы, а затем — парковка и остановки общественного транспорта рядом с метро «Славянский бульвар».

Внутренняя сторона ТТК — после эстакады над Шмитовским проездом

Потерянное время — 31 минута
К потоку, движущемуся по трём полосам ТТК, присоединяются автомобили, выезжающие из комплекса «Москва-Сити» и с набережной, а также объезжающие пробку параллельно эстакаде, – в сумме как минимум ещё четыре полосы.

1-Я Тверская-Ямская улица — перед площадью Белорусского вокзала

Потерянное время — 29-30 минут
На участке 1-ой Тверской-Ямской длиной 500 метров три выезда с других улиц, на которых скапливается множество машин. Во многих местах движению мешают припаркованные в правом ряду автомобили и подъезжающие к остановкам автобусы.

ТТК — после Савёловской эстакады (улица Нижняя Масловка)

Потерянное время — 25 минут
К потоку машин на четырёхполосном ТТК присоединяются автомобили, съезжающие с Бутырской и Новослободской улиц, а также машины, которые выезжают с площади Савёловского вокзала – в общей сложности ещё пять полос. Потоки объединяются, и при этом часть машин ещё и перестраивается вправо для поворота на Вятскую улицу, что также мешает движению прямо.

Ленинградское шоссе — перед съездом на МКАД

Потерянное время — 32 минуты
Ремонт дороги (данные на октябрь 2010).

Типичное «бутылочное горлышко»

Большинство московских «бутылочных горлышек» устроено похожим образом: несколько потоков машин сливаются в один, общее число полос уменьшается. Часто ситуация осложняется нарушениями правил дорожного движения и неудачным расположением остановок общественного транспорта.
Утренняя пробка на развязке Волоколамского шоссе после канала имени Москвы. По данным Яндекс.Пробок, 25 октября, 8:30 утра. Три потока (суммарно 8 полос) сливаются в один (3 полосы). Потом к ним добавляется поток с улицы Габричевского.