Принципы ранжирования поиска Яндекса

Интернет состоит из миллионов сайтов и содержит экзабайты информации. Чтобы люди могли узнать о существовании этой информации и воспользоваться ей, существуют поисковые системы. Они реализуют право человека на доступ к информации — любой информации, которая нужна в данный момент. Поисковая система — это техническое средство, с помощью которого пользователь интернета может найти данные, уже размещенные в сети.
Пользователи ищут в интернете самые разные вещи — от научных работ до эротического контента. Мы считаем, что поисковая система в каждом случае должна показывать подходящие страницы — от статей по определенной теме до сайтов для взрослых. При этом она просто находит ту информацию, которая уже есть в интернете и открыта для всех.
Яндекс не является цензором и не отвечает за содержание других сайтов, которые попадают в поисковый индекс. Об этом было написано в одном из первых документов компании «Лицензия на использование поисковой системы Яндекса», созданном еще в 1997 году, в момент старта www.yandex.ru: «Яндекс индексирует сайты, созданные независимыми людьми и организациями. Мы не отвечаем за качество и содержание страниц, которые вы можете найти при помощи нашей поисковой машины. Нам тоже многое не нравится, однако Яндекс — зеркало Рунета, а не цензор».
Информация, которая удаляется из интернета, удаляется и из поискового индекса. Поисковые роботы регулярно обходят уже проиндексированные сайты. Когда они обнаруживают, что какая-то страница больше не существует или закрыта для индексирования, она удаляется и из поиска. Для ускорения этого процесса можно воспользоваться формой «Удалить URL».
В ответ на запрос, который пользователь ввел в поисковой строке, поисковая система показывает ссылки на известные ей страницы, в тексте которых (а также в метатегах или в ссылках на эти сайты) содержатся слова из запроса. В большинстве случаев таких страниц очень много — настолько, что пользователь не сможет просмотреть их все. Поэтому важно не просто найти их, но и упорядочить таким образом, чтобы сверху оказались качественные страницы, которые лучше всего подходят для ответа на заданный запрос — то есть, наиболее релевантные запросу. Релевантность — это наилучшее соответствие интересам пользователей, ищущих информацию. Релевантность найденных страниц заданному запросу и их качество Яндекс определяет полностью автоматически — с помощью сложных формул, учитывающих тысячи свойств запроса и документа. Процесс упорядочивания найденных результатов по их релевантности и качеству называется ранжированием. Именно от ранжирования зависит качество поиска — то, насколько поисковая система умеет показать пользователю нужный и ожидаемый результат. Формулы ранжирования строятся также автоматически — с помощью машинного обучения — и постоянно совершенствуются.
Качество поиска — это самый важный аспект для любой поисковой системы. Если она будет плохо искать, люди просто перестанут ей пользоваться.
Поэтому нам важно постоянно совершенствовать алгоритмы ранжирования и делать их устойчивыми к внешнему влиянию (например, к попыткам некоторых вебмастеров обмануть поисковую систему).
Поэтому мы не продаем места в результатах поиска.
Поэтому на результаты поиска никак не влияют политические, религиозные и любые другие взгляды сотрудников компании.
Пользователи просматривают страницу результатов поиска сверху вниз. Поэтому Яндекс показывает сверху, среди первых результатов, те документы, которые содержат наиболее подходящие пользователю ответы — то есть наиболее качественные и релевантные заданному запросу. Из всех возможных релевантных документов Яндекс всегда старается выбрать наилучший вариант.
С этим принципом связано несколько правил, которые Яндекс применяет к некоторым типам сайтов. Все эти правила работают полностью автоматически, их выполняют алгоритмы, а не люди.
1. Существуют страницы, которые явно ухудшают качество поиска. Они специально созданы с целью обмануть поисковую систему. Для этого, например, на странице размещают невидимый или бессмысленный текст. Или создают дорвеи — промежуточные страницы, которые перенаправляют посетителей на сторонние сайты. Некоторые сайты умеют замещать страницу, с которой перешел пользователь, на какую-нибудь другую. То есть когда пользователь переходит на такой сайт по ссылке из результатов поиска, а потом хочет снова вернуться к ним и посмотреть другие результаты, он видит какой-то другой ресурс.
Такие ресурсы не представляют интереса для пользователей и вводят их в заблуждение — и, соответственно, ухудшают качество поиска. Яндекс автоматически исключает их из поиска или понижает в ранжировании.
2. Бывает, что в том или ином документе есть полезная информация, но воспринимать ее сложно. Например, есть сайты, которые содержат popunder-баннеры (они перемещаются по экрану вслед за прокруткой страницы и закрывают ее содержание, а при попытке закрытия такого баннера открывается новое окно) и clickunder-рекламу (она неожиданно для пользователя открывает рекламную страницу при любом клике по сайту, в том числе — по ссылкам). С нашей точки зрения, оба этих вида рекламы мешают навигации по сайту и нормальному восприятию информации. Поэтому сайты с такой рекламой располагаются в поисковой выдаче ниже, чем сайты, на которых пользователь может найти ответ на свой вопрос без лишних проблем.
3. По запросам, которые не подразумевают явно потребность в эротическом контенте, Яндекс ранжирует сайты для взрослых ниже или вообще не показывает их в результатах поиска. Дело в том, что ресурсы с эротическим контентом часто используют достаточно агрессивные методы продвижения — в частности, они могут появляться в результатах поиска по самым разнообразным запросам. С точки зрения пользователя, который не искал эротики и порнографии, «взрослые» результаты поиска нерелевантны, и, к тому же, могут шокировать. Более подробно об этом принципе можно почитать здесь.
4. Яндекс проверяет индексируемые веб-страницы на наличие вирусов. Если обнаружилось, что сайт заражен, в результатах поиска рядом с ним появляется предупреждающая пометка. При этом зараженные сайты не исключаются из поиска и не понижаются в результатах поиска — может быть, на таком ресурсе находится нужный пользователю ответ, и он все равно захочет туда перейти. Однако Яндекс считает важным предупредить его о возможном риске.
Основная метрика качества поиска Яндекса — это то, насколько пользователю пригодились найденные результаты. Иногда по запросам пользователей невозможно определить, какой ответ ему подойдет. Например, человек, задавший запрос [пушкин], возможно, ищет информацию о поэте, а возможно — о городе. Точно так же человек, который набрал запрос [iphone 4], может быть, хочет почитать отзывы и ищет форумы, а может быть, хочет купить и ищет магазины. Среди первых результатов поиска должны найтись ответы для всех случаев. Поэтому Яндекс старается сделать страницу результатов поиска разнообразной. Поиск Яндекса умеет определять многозначные запросы и показывает разнообразные ответы.