Новости в интернете: СМИ и читатели

Это исследование посвящено российской интернет-медиасфере. В нем описаны новостные издания и их аудитория — читатели новостей.
Средствами массовой информации в исследовании считаются все сайты, которые передают свои публикации сервису Яндекс.Новости, — независимо от того, зарегистрированы они как СМИ или нет.
Данные об активности СМИ получены от сервиса Яндекс.Новости. В первой половине 2014 года ему передавали материалы около 6 тысяч интернет-изданий, 4,6 тысячи из них — из России. В исследовании учтены все российские партнеры сервиса за исключением официальных источников — это сайты госведомств, силовых структур и т.п.
Оригинальный контент, перепечатки и ссылки на источники определялись в публикациях автоматически с помощью технологий сервиса Яндекс.Новости.
Информация о читателях новостей получена с помощью Яндекс.Метрики. Учитывались посетители новостных ресурсов, где установлены счетчики Яндекс.Метрики. Не учитывались пользователи мобильных версий сайтов и новостных приложений.

Содержание

СМИ

Количество СМИ и новостей

По данным Яндекс.Новостей, каждый день российские СМИ публикуют в интернете около 47 тысяч сообщений. Это в полтора раза больше, чем три года назад: в первом полугодии 2011 года в интернете ежедневно появлялось около 30 тысяч сообщений СМИ. Количество изданий за три года выросло тоже примерно в полтора раза — с 3 до 4,6 тысячи.
Медиасфера растет только за счет региональных и специализированных изданий — число центральных изданий и их активность за три года почти не изменились.1.
1
В исследовании использована классификация СМИ из Яндекс.Новостей:
  • Центральные СМИ – крупнейшие издания, публикующие новости федерального уровня.
  • Специализированные СМИ – издания, посвященные одной теме, например, спорту, досугу, здоровью, автомобилям, недвижимости.
  • Региональные СМИ – издания, специализирующиеся на новостях одного региона или города, например, РИА Новости – Сибирь или Тамбов-Информ.
80% всех новостей из группы центральных СМИ производят сайты газет, информагентств, телеканалов и радиостанций — интернет для этих типов СМИ не является единственным каналом вещания. В региональной группе на такие СМИ приходится только половина новостей, другую половину медиапотока создают сетевые СМИ и тематические сайты. Примерно такое же распределение наблюдалось и в 2011 году.

Перепечатки и ссылки

Доля перепечаток в общем потоке новостей за последние годы заметно снизилась. В конце 2010 года сообщения, почти полностью копирующие новости других изданий, составляли 25%. В 2014 году в среднем по России сообщений «под копирку» было лишь 16%. Доля перепечаток в центральных и региональных СМИ примерно одинакова. На общем фоне выделяются только СМИ Дальнего Востока, где доля перепечаток достигает 26%, и Сибири — 20% перепечаток. Центральные издания отличаются от других тем, что публикуют заметно больше оригинальных сообщений со ссылкой на источник данных.
Оригинальные сообщения и перепечатки:
в разных группах СМИв разных типах СМИ
Чаще всего перепечатки встречаются в публикациях информагентств, хотя они и есть основной источник контента для других изданий. Вероятно, высокая доля перепечаток объясняется тем, что информагентства часто транслируют сообщения из официальных источников. Больше всего оригинального контента, с точки зрения Яндекс.Новостей, на телеканалах и радио2.

2
Оригинальным контентом Яндекс.Новости считают текст публикации, не встречавшийся в других источниках. Если новость позаимствована из другого СМИ, но ее текст уникален, она считается оригинальным контентом.
Кого перепечатывают
Наиболее авторитетными источниками информации по-прежнему остаются центральные СМИ. В общем новостном потоке почти половина всех ссылок и перепечаток — это ссылки и перепечатки изданий этой группы. Центральные СМИ также чаще всего цитируют: на каждые сто публикаций центральных СМИ приходится 82 ссылки на них в материалах других интернет-изданий. У специализированных СМИ на сотню публикаций приходится только 11 ссылок, а у региональных — 6.
Самые цитируемые среди центральных СМИ — это, конечно, информагентства. На каждые сто публикаций в информационных агентствах приходится 166 ссылок и 65 перепечаток в других СМИ. Для сравнения, в регионах информагентства также являются самым цитируемым типом СМИ, но на сто публикаций выходит всего восемь ссылок в других изданиях. Среди специализированных источников чаще всего цитируют газеты и журналы — 21 ссылка на сотню публикаций.

Читатели

По данным Яндекс.Метрики на лето 2014, каждый четвертый пользователь интернета в России хотя бы раз в месяц заходит на сайты отечественных СМИ. Однако активных потребителей контента среди читателей новостей немного. Только 4% российских пользователей (15% от всех читателей новостей) просматривают на новостных сайтах по 30 и больше страниц в месяц.
Почти половина читателей новостей в течение месяца пользуются только одним источником, ещё четверть читают новости на двух-трех сайтах.

Карта СМИ и группы изданий с общей аудиторией

На основе данных о том, какие сайты посещают активные читатели новостей, составлена карта российских интернет-СМИ. Она показывает интерес аудитории к разным изданиям. Размер издания на карте пропорционален числу публикаций этого СМИ в июне-августе 2014 года, по данным Яндекс.Новостей. Чем ближе издания друг к другу на карте, тем больше у них общих читателей (по данным Яндекс.Метрики).
Цветом на карте обозначены группы изданий с похожей аудиторией. СМИ, попавшие в одну группу, читают одни и те же люди. Аудитории СМИ из разных групп пересекаются меньше, чем аудитории СМИ из одной группы.
Размер издания на карте пропорционален числу публикаций этого СМИ в июне-августе 2014 года.
По данным Яндекс.Новостей и Яндекс.Метрики, июнь-август 2014
В ходе анализа аудитории СМИ было выделено около 70 групп изданий. Примерно 50 из них — это группы изданий из разных регионов. Например, уральские СМИ — очевидно, что у них в большой степени общая аудитория. В остальные группы попали различные центральные или специализированные издания.
Несколько групп центральных и специализированных изданий рассмотрены подробно.3
Группа A:
сайты крупных информагентств и телеканалов, например, РИА Новости, ИТАР-ТАСС, НТВ, ТВ-Центр, а также множество преимущественно новостных интернет-изданий, среди которых Lifenews.ru, KM.ru, Infox.ru, Ридус.ру и другие.
Группа В:
городские и развлекательные издания вроде The Village, Афиши и AdMe.ru.
Группа C:
в основном спортивные СМИ, например, Чемпионат, Sportbox.RU, Sports.ru. В эту же группу попали СМИ, которые пишут о компьютерных играх, — Игромания.ру и Kanobu.ru, а также издания, посвященные кино, — Filmz.ru и Фильм Про.
Группа D:
только СМИ, которые пишут о религии, в том числе Православие и мир, журнал «Фома» и т.д.
Группа E:
в основном интернет-СМИ: Газета.Ru, Slon.ru, NEWSru.com, Snob.ru. Также в нее попали несколько изданий другого типа: Эхо Москвы, Новая газета, Телеканал Дождь и другие.
Группа F:
преимущественно издания, пишущие о недвижимости.
Группа G:
сайты и журналы о налогах и бухучете.
Группа H:
Первый канал, множество женских изданий — например, Woman.ru, Женское мнение, 7я.ру, и набор разнообразных специализированных СМИ.
Группа I:
деловые СМИ — Ведомости, Коммерсантъ, РБК и т.д., а также ряд специальных изданий, например, Право.ру, РИА Новости - Недвижимость, Zoom.cnews.ru, Турпром.
Группа J:
популярные ежедневные газеты — Комсомольская правда, Московский комсомолец, Аргументы и факты и другие.
Группа K:
автомобильные издания.
3
Для удобства обозначения рассмотренным группам присвоены буквы латинского алфавита.
Примеры некоторых групп СМИ с общей аудиторией
Аудитория СМИ из этих групп заметно различается — и по составу, и по активности чтения новостей. Например, среди постоянных посетителей автомобильных и спортивных изданий 80% мужчин, а среди тех, кто читает издания о налогах и бухучёте, мужчин только четверть. Почти 30% читателей спортивных изданий младше 25 лет, а в группе читателей популярных ежедневных газет половине пользователей 45 лет и больше4.
В группе изданий, пишущих о недвижимости, 15% трафика приходится на переходы по рекламе. Для сравнения, в группе деловых СМИ или популярных газет доля рекламного трафика — около 1%. Для городских изданий вроде The Village и Афиша заметным источником читателей стали соцсети: 17% всех просмотров страниц у изданий этой группы начинались с перехода из соцсетей, причём в 59% случаев — из Фейсбука.
4
Данные о поле и возрасте посетителей получены с помощью технологии Крипта. Учитывались только посетители, для которых пол или возраст был определен с вероятностью 75% и выше.
Состав и активность аудитории разных групп СМИ
ПолГеографияИсточники трафика
ВозрастАктивностьТрафик из соцсетей